Советы музыкального руководителя

КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

 

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов. Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.

 

1.Слушание музыки.

Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на  каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

 

2.Работа над ритмикой.

Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

 3. Развитие слуха

Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук. Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

Наши советы:

  • Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
  • Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
  • Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
  • После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
  • Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
  • Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).
свернуть

Хотите воспитать одарённого ребенка?

 
Тогда воспользуйтесь советами Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одарённые дети.

-Я отвечаю на все вопросы насколько возможно терпеливо и честно.

-Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

-Я предоставил ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

-Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

-Я поручаю ребёнку посильные заботы.

-Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.

-Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.

-Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.

-Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий.

-Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.

-Я регулярно читаю ребёнку.

-Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.

-Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.

-Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

-Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.

-Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.

-Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

-Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.

  Если вы согласны с 20 % из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90 %, пожалуй, вам следует несколько охладить свой воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

свернуть

Развивающие игры дома

 

Игра на развитие внимания

«Будь внимателен!»  (для детей 4-5 лет)

Дети шагают под весёлую музыку

На слово «Зайчики», произнесенное взрослым, дети

 начинают прыгать.  На слово «лошадки» -

ударять «копытом» об пол.  На слово «птицы» -

бегать, раскинув руки в стороны. На слово «аист» — стоять на одной ноге.

   Игра на преодоление  двигательного автоматизма.

«Стоп!» (для детей 5 - 6 лет)

Дети идут под музыку «Марш». Внезапно музыка останавливается, но дети продолжают идти в прежнем темпе до тех пор, пока взрослый не скажет: «Стоп!»

Игра на развитие внимания.

Слушай хлопки!»  (для детей 5-6 лет)

Играющие идут по кругу.

Когда взрослый хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны   остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны).

Если взрослый хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу).

На три хлопка -  играющие возобновляют ходьбу.

Игра на развитие памяти.

«Запомни свое место» (для детей 4-5 лет)

Играющие стоят в кругу или в разных местах комнаты. Каждый ребёнок должен запомнить свое место. Под музыку дети выполняют движения: галоп, поскоки. С окончанием музыки все должны вернуться на свои места.

 

Речевая   игра «Мы идём».

Дети с мамой выполняют движения по тексту в сочетании со словом.

1.Мы идем, идем, идем,  Прямо в садик мы придем.

 Наши ноженьки идут,  Прямо в садик нас ведут

  1. Тук да тук. Тук да тук. Наших пяток слышен стук.

Наши пяточки идут, Прямо в садик нас ведут

  1. На носочки дружно встали, Руки вверх мы все подняли.

На носочках мы идём,  Все мы весело поём!

 

Игровой самомассаж

    «У жирафов пятна»

  1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

  1. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Тихонько щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на  животах…

  1. 3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах…

  1. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде….

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах…

свернуть