Маршрут выходного дня

Парк партизанской славы имени Миная Шмырёва - Памятник детям войны - Сквер героев воны 1812 года.

ТИП ЭКСКУРСИИ: пешеходная

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ: Парк партизанской славы имени Миная Шмырёва - Памятник детям войны - Сквер героев 1812 года

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА: 4–6 лет

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1–2 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:

В. Ермаков «Петушки и курочки»

С. Алексеев «Рассказы о войне» - «Дети и война»

Перед тем как отправиться к памятному месту, сообщите ребенку, куда вы отправляетесь; расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест; можно приготовить живые цветы.

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ:

Расскажите ребенку, что вы идёте не в простой парк. Объясните ребенку, что этот парк назван в честь партизан Великой Отечественной войны.

Задайте ребенку вопросы о том, что он знает о войне. Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка: А в нашем городе Витебске есть памятники воинам Великой Отечественной Войны?

Вот и мы сейчас пришли в Парк Партизанской славы.

Парк Партизанской славы расположен в центре города, на берегу Западной Двины.

История Парка Партизанской славы начинается еще с давних времен. Говорят, что сначала на месте парка находился сад, где в разные времена были ветряная мельница и хлопчаточесальная фабрика. А потом в саду построили летний театр - и с этого времени здесь каждую зиму стали заливать каток на пруду. Правда, вскоре всего этого не стало.

Ещё ходит интересная история о том, будто раньше по основной территории современного парка протекал Слизкий ручей, небольшую часть русла которого можно увидеть и сегодня недалеко от Западной Двины. Еще один не менее интересная информация связана с историей современного Парка Партизанской славы – в 1926 году здесь нашли монетный клад. Возможно, кто-то и в наши дни пытается найти там несметные сокровища. Хотя уже сама возможность прогуляться среди ветвистых деревьев, от которых веет теплом родительского дома, - и есть тот бесценного впечатления уникального парка Витебска, о котором можно только мечтать.

В парке расположена Доска почёта:

На доске отмечено 57 человек, благодаря этим людям есть, кем и чем гордиться. Они внесли особый вклад в развитие Витебска, добились высоких достижений в своей профессиональной деятельности, поэтому их имена неслучайно увековечены на памятной доске в центре города.

С давних времен человек славился, работай. Сегодня мы не всегда задумываемся о том, сколько сил люди труда вносят в развитие общества. Мы не знаем тех людей, которые работают у станка, работают на комбайне, в лаборатории, в учебных классах, вкладывая в дело свои знания, опыт, душу. Чтобы народ обратил на них внимание, ведь это герои мирного времени, их поведение, их работа заслужили не только уважение, но и общественное признание.

Как ты думаешь, а как можно попасть на доску почёта?

В парке есть сквер 70-летия образования Витебской области:

Предложите ребенку прогуляться по скверу.

А ты знаешь, что такое сквер? (Это такая территория, в которой есть место для отдыха, дорожки, площадки, газоны, деревья и кустарники).

Прогуливаясь по скверу вглубь парка, потихонечку приходим к памятнику Детям войны.

Памятный знак "Детям войны" в Витебске – память о трагических страницах в истории белорусского народа.

Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и полных страдания. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нём теплится последняя надежда и вера в победу.

Композиция "Детям войны" была открыта в Витебске в июне 2011 года в рамках празднования Дня города. Ее автор - витебский скульптор Валерий Могучий.

Трудные, голодные и холодные военные годы были тяжелыми, злыми годами, особенно тяжело пришлось детям. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи оказались в плену у врагов. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву. Детей никто не заставлял воевать, работать, но так случилось, что они должны были во всем помогать и работать как взрослые. Дети работали на заводах, фабриках вместо взрослых, которые ушли на войну. Из-за маленького роста они не доставали до станков. И им под ноги ставили скамеечки.

КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ сгинул в той войне! А ведь еще были те, кого угнали - только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей.

Как ты думаешь, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были?

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

Познакомьте ребенка с произведением Владимира Ермаковича «Детям Войны».

Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если мы будем помнить о том, что пережил наш народ в годы войны.

А ведь на самом деле в этом памятнике Витебска показали не просто отдельный эпизод войны, а великую трагедию белорусского народа. При освобождении Витебск был полностью разрушен.

Давай положим к памятнику цветы.

Предложите ребенку прослушать песню «И всё о той весне…» 

Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша».

Мы крупу в ковше варили,

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата каша!

Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

 

Можно разучить пословицы:

«За правое дело стой смело»

«Жить – Родине служить»

«Счастье Родины – дороже жизни»

Музей Миная Шмырёва

Батька Минай - так называли в годы Великой Отечественной войны Миная Филипповича Шмырёва, организатора партизанского движения в Витебской области. Знаменитый партизан действовал со своей бригадой на Витебщине, но слава об этих неустрашимых партизанах разошлась по всей Беларуси. 

Предложите ребенку сходить в музей.

1 февраля 1966 г. был создан Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырёва. В дни празднования 25-летия освобождения Беларуси 5 июля 1969 года он был открыт.

Музей состоит из 4 экспозиционных залов общей площадью 223 м² и выставочной площадью 39 м². 

 

Выходя из Парка партизанской славы пройдите с ребенком в Сквер героев 1812 года.

Сквер героев Отечественной войны 1812 года был заложен в 1912 году, в народе его еще называют сквер Успенка.

Автор монумента – петербургский архитектор И.А. Фомин; работами по установке руководил витебский городской архитектор Т.В. Кибардин.

Первое что бросается в глаза – высокий гранитный обелиск, памятник героям войны 1812 года. Установлен он в 1912 г. на добровольные пожертвования жителей города и губернии в честь 100-летия победы над Наполеоном. Памятник, высотой 26 метров, построенный из блоков красного гранита, а сверху красуется чугунный двуглавый орёл на шаре.

 

Рядом с монументом расположены пушки, отлитые по образцу XVIII века. В июле и октябре 1812 года под Витебском шли кровопролитные бои. Погибшим в них и посвящён мемориал (объясните ребёнку значение слов: обелиск – это столб, который сужается кверху, сверху он уже, чем внизу; мемориал – это памятное место, место памяти).

Надпись на памятнике гласит: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13,14,15 июля и 26 октября 1812 года».

Если мы посмотрим вокруг, то с одной из сторон сквера мы можем увидеть здание с колоннами. Это дворец губернатора. Дворец губернатора появился в 1806 году в результате перестройки дома ХVIII века, принадлежавшего шляхтичам Кудиновичам.

Затем его приобрело губернское казначейство для устройства в нем резиденции витебских губернаторов.

С 1811 года во дворце жил белорусский генерал-губернатор герцог Александр Вюртембергский, брат жены российского императора Павла I. В 1831-м во время первой в Европе эпидемии холеры здесь умер великий князь Константин Павлович, брат императора Николая I.

В 1853-1854 годах в доме жил русский писатель Иван Лажечников, тогдашний витебский вице-губернатор.

В 1812-м во дворце две недели жил император Наполеон. Тут он отпраздновал свой 43-й день рождения и именно в этих стенах объявил об окончании кампании 1812 года, однако затем передумал.

Напротив в трехэтажном здании из красного кирпича разместился музей – Арт-центр Марка Шагала, где можно ознакомиться с коллекцией графических работ великого уроженца Витебска.

 

Мемориальный комплекс на Успенской горке был создан в память солдатам, сражавшимся за Витебск в годы Великой Отечественной войны. Здесь похоронено 16 офицеров, трое из которых — Герои Советского Союза, и почётный житель Витебска Минай Шмырёв. Всего на территории кладбища расположено 12 могил: 1 братская и 11 одиночных (расскажите ребенку о том, что братская могила – это групповое захоронение массово погибших (умерших) примерно в одно время, в результате военных (боевых) действий, когда индивидуальные захоронения организовать не представляется возможным).

 

А знаешь ли ты, как проявляют глубокое уважение памяти о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОв людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — это когда мы встаем и молча вспоминаем о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).

Почтите с ребенком погибших воинов минутой молчания, тихонечко положите к мемориалу цветы.

После можно посидеть на лавочке в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

По дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений:

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны! (М. Владимов)

Предложите ребенку посмотреть видео – рассказ о Великой Отечественной войне.

Придя домой попросите ребёнка рассказать о том, что ему больше всего запомнилось, предложите это нарисовать.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА:

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю»

Я в солдатики играю.

У меня есть пистолет.

Есть и сабля.

Есть и танки.

Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.

Это-детская игра.

Но я это знаю твёрдо -

Создан Мир наш для Добра!

Чтоб войну не знали дети.

Чтоб был мирным небосвод.

И остался чтоб игрушкой

Навсегда пехотный взвод!!!

Предложите ребенку совместную прогулку по родному городу, чтобы узнать много нового и интересного о городе, в котором он живет.

 

свернуть

К памятнику воинам-интернационалистам "Боль".

24.09.2022

К памятнику воинам-интернационалистам "Боль".

Чем можно заняться в долгожданный  выходной день? Можно вдоволь отдохнуть, поваляться лишнюю минутку, почитать интересную книгу. А еще - вместе выйти из дома и провести время с пользой, посетив интересные и памятные места малой Родины.  А чтобы маршрут был нескучным и безопасным: предложите ребенку вместе пройтись  по родному поселку и городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного. 

Совместные прогулки с детьми будут способствовать формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине , бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье, повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: 5-6 лет

Возьмите с собой: фотоаппарат или мобильный телефон, питьевую воду, путеводитель по маршруту, цветы.

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

5. При переходе проезжей части:

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг; 

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть, либо упасть.

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

ОБЪЕКТ «Перекресток»

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Расскажите ребенку о перекрёстке

Для того чтобы обеспечить безопасное движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.

Можно предложить ребенку выполнить физкультминутку «Пешеходы»

 Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте). Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (Руки перед собой) Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся, (Руки на пояс, улыбка) Приглашает нас идти. (Шагаем на месте) Вы, машины, не спешите, (Хлопки руками) Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

 

ОБЪЕКТ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – ЗЕБРА, СВЕТОФОР»

Кто-то палочки рассыпал
По дороге поперек
Чтобы каждый из прохожих
Перейти дорогу смог.

 

И машины проезжая,
Замедляют сразу ход,
Потому что уважают
Пешеходный переход.

 

Спросите у ребенка

- Кто является пассажиром?

- А как узнать пешеходный переход?

- А зачем нужен пешеходный переход?

- Какое главное правило безопасности должен помнить каждый участник дорожного движения?

На данной остановке необходимо вспомнить, как правильно переходить дорогу  по сигналу светофора. Обратите внимание на дорогу, как едут автомобили, почему останавливаются на светофоре?

Можно задать ребенку вопросы:

-можно ли переходить дорогу без взрослых?

- для чего нужен светофор на проезжей части? 

Перейдите дорогу по светофору, демонстрируя ребенку правила перехода.

Загадайте детям загадки:

Не живая — а идёт,
Неподвижна — а ведёт.
Ответ: Дорога

Не живая — а идёт,
Неподвижна — а ведёт.

Ответ: Дорога

ОБЪЕКТ Памятник воинам-интернационалистам "Боль".

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».

Расскажите о памятнике.

Памятник воинам-интернационалистам "Боль" находится на пересечении улиц Воинов-интернационалистов и Чкалова.

Мы сейчас пришли на это место.

Памятник воинам-интернационалистам "Боль" был возведен 2 августа 1997 года.

Скульптурная композиция "Боль" представляет собой скорбящую мать, стоящую на коленях и ее сына, как бы прошедшего через нее. Сын забинтован, и мать, пеленая его, оплакивает ребенка. Рядом сооружена маленькая часовенка, где можно поставить свечку за упокой погибших в Афгане. По обе стороны аллеи, ведущей к памятнику, на двух гранитных плитах высечены фамилии 150 жителей города Витебска и Витебщины, погибших в Афгане. 

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

 Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ

Дидактическая игра «Кто где служит?»

Небо охраняют - лётчики;
Границу - пограничники;
В танковых войсках служат - танкисты;
В пехоте - пехотинцы.
А ты знаешь, чем занимаются военные?
 
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали. Или по дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений: 
 
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)
свернуть

Мемориальный комплекс "Три штыка": подвиг народа бессмертен.

22.10.2022

Мемориальный комплекс "Три штыка": подвиг народа бессмертен.

 В выходные дни Вы можете посетить с ребенком интересные и памятные места нашего чудесного города

Самый счастливый день — это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми – праздник вдвойне.

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: 4-6 лет

Возьмите с собой: фотоаппарат или мобильный телефон, питьевую воду, путеводитель по маршруту.

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

5. При переходе проезжей части:

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг; 

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть, либо упасть.

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

ОБЪЕКТ «Перекресток»

На дороге множество правил: Кто где едет, куда как идти.

Их придумали, чтобы аварий Не случилось с тобою в пути.

Если ты пока не можешь Рассмотреть дорогу,

Выходить туда не надо- Подожди немного.

Пусть машины пронесутся, Разойдутся люди,

И всю трассу постепенно Лучше видно будет.

Вот тогда ступай спокойно Вдоль по переходу,

Где всегда ходить удобно Пешему народу.

Автор: Галина Шалаева

 

Расскажите ребенку о перекрёстке

Для того чтобы обеспечить безопасное движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.

ОБЪЕКТ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – ЗЕБРА»

Через улицу идёт
Переходный пешеход.
Он не просто пешеходит –
Он дорогу переходит!
Он дорогу переходит
Только там, где перейдёт
Пешеходный переход.

 

На данной остановке необходимо вспомнить, как правильно переходить дорогу  по сигналу светофора. Обратите внимание на дорогу, как едут автомобили, почему останавливаются на светофоре?

Можно задать ребенку вопросы:

-можно ли переходить дорогу без взрослых?

- для чего нужен светофор на проезжей части? 

Перейдите дорогу по светофору, демонстрируя ребенку правила перехода.

 

ОБЪЕКТ Мемориальный комплекс "Три штыка": подвиг народа бессмертен.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».

Расскажите о памятнике.

В Витебске – это мемориальный комплекс "Три штыка", в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы.

Сегодня мемориальный комплекс "Три штыка" является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека трудно не заметить три суживающихся кверху 56-метровых пилона-обелиска трапециевидной формы. Вверху, на высоте примерно пяти метров, обелиски объединены в единую композицию при помощи монолитного фриза, на трех гранях которого выполнены рельефы, прославляющие бессмертный подвиг воинов, партизан и подпольщиков. Но пилоны соединены не только внешне – внутри также имеется кольцо, соединяющее три обелиска, с надписью "Слава героям". А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. Особенно красив комплекс в вечернее время, когда на город спускаются сумерки. В свете ночных огней мемориал выглядит еще более торжественно. Особую изысканность комплексу придает оригинальная подсветка каждого его элемента.

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

 Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ

По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия
улиц. Можно поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай
этажи».

Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои
математические знания. Поощряйте правильные ответы ребенка.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
– Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке к Ратуше?
– Где бы ты хотел побывать еще?
– Куда бы ты хотел вернуться?

свернуть

Памятный знак "Детям войны".

Памятный знак "Детям войны".

Памятный знак "Детям войны" находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырева. Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и отчаянием. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нем теплится последняя надежда и вера в победу.

Памятный знак "Детям войны" в Витебске - напоминание о трагических страницах в истории белорусского народа.

  1. Маршрут «Парк партизанской славы» г.Витебск, ул.Суворова
  2. Рекомендуемый возраст ребёнка :5-6 лет
  3. Вид маршрута : пеший, автомобильный
  4. Как добраться: от аг.Октябрьская до остановки Площадь Ленина

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Опасные участки:

  • пешеходный переход
  • высокий берег Двины

рассматривание иллюстраций;

прослушивание музыки военных лет, песен о войне.

       Вопросы, которые можно задать ребенку:

- Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он кто такие защитники Отечества?

- Кто служит в армии?

- Как люди сохраняют память о войне? (Пишут книги, стихотворения, песни, называют в честь героев городские улицы и парки, сооружают памятники).

        Парк Партизанской славы имени Миная Шмырева (прежнее название – парк имени Ленина) расположен в центре города, на левом берегу Западной Двины. Границами основной части парка являются площадь Ленинаулица Урицкого, Западная Двина и улица Чехова. Также к парку относят сквер Героев Отечественной войны 1812 года, сквер, в котором находится зоопарк, сквер вдоль улицы Путна и Западной Двины.

        Начало маршрута – часть парка от площади Ленина до Витебского областного музея Героя Советского Союза Миная Шмырева, которая называется парком Трудовой славы. Здесь расположена областная доска почета предприятий и организаций Витебска.

https://img.tourister.ru/files/1/8/4/0/5/5/4/8/original.jpg (Объясните ребенку, что такое Доска почета: это специальный стенд, на котором размещаются фотографии лучших работников города. Поинтересуйтесь, какие профессии знает ребенок).

 

     Далее можно пройти до пересечения парка с улицей Суворова. Здесь установлен памятник белорусскому писателю Владимиру Короткевичу (1994 год, скульптор И.Казак, архитектор В.Рыбаков).

(Уточните, знает ли ребенок, кто такой писатель. Спросите, каких детских писателей и поэтов он помнит, есть ли у него любимое художественное произведение). https://img.tourister.ru/files/1/8/4/0/5/4/1/9/clones/575_767_fixedheight.jpg

 

     Следующий культурный объект на маршруте – Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева, организатора партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Музей расположен на улице Чехова, 4, в здании бывшего приюта отставных чиновников имени К.Д.Голембиовского. Этот дом является памятником архитектуры конца XIX – начала XX в.

 

 

    Музей состоит из 4 экспозиционных залов. Рядом со зданием в качестве продолжения экспозиции расположен мемориальный парк, в котором установлен скульптурный бюст М.Ф.Шмырева, макет «Рельсовая война», артиллерийские орудия, построены партизанские землянки.

     В музее хранятся коллекции вооружения, предметов быта, документов, изобразительного искусства, печатных изданий. 

(Уточните, что партизан это человек, который сам,  добровольно пошел воевать за победу своей страны, но воевал на территории, которая уже была захвачена  врагом.  Они жили в лесах, в землянках  и узнавали ценные сведения о врагах, уничтожали врагов, подрывали железные дороги, склады, штабы).

    Рядом с музеем Шмырева находится памятный знак «Детям войны» (скульптор В.Могучий, 2011 год). Он посвящен детям Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой фигуры мальчика-подростка и маленькой девочки, сидящих на ступенях разрушенного дома. В руках у мальчика краюха хлеба, которую он отдаёт девочке. В основании памятника бронзовая призма с надписью: «ДЕТЯМ ВОЙНЫ». Памятник расположен на постаменте, выполненном из красного и серого гранита. Площадка вокруг памятника выложена тротуарной плиткой.  

Рассмотрите памятник и объясните детям, что в нем запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а большое горе белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей (приблизительно, столько людей живет в 9-ти девятиэтажных домах). Еще 6 000 детей (для сравнения приведите в пример летний Амфитеатр, его вместимость 6219 мест), вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков.

   

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

 

       После посещения памятного знака «Детям войны» можно прогуляться с ребенком по парку, пройти до берега Двины/

свернуть

"По местам памяти героев войны".

Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста "По местам памяти героев войны".

Тип экскурсии: пешеходная.

Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-6 лет.

Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от интереса  ребёнка и степени самочувствия).

Перед тем как отправиться к памятному месту:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

- можно приготовить живые цветы.

Описание маршрута:

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:

Есть у каждого на свете свой родимый уголок.

Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала и печалилась порой,

Если мама после сада нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше и проснулся интерес:

Про родной и славный город разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…

Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им, нашим городом  родным!

Предложите ребенку вместе пройтись  по родному городу, увидеть и узнать о нем много нового и интересного.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения к маршруту

Спросите у ребёнка - знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОв.

Поинтересуйтесь у ребёнка: Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка: Что такое памятники? Для чего их, возводят? (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: А в нашем городе Витебске есть памятники воинам ВОВ?

Как ты думаешь, почему она так названа? Площадь Победы – одна из красивейших площадей города, самая большая площадь города и страны. Площадь Победы разделить на: место памяти о годах войны и место для отдыха, развлечения, различных мероприятий.

Прежде, чем нам спуститься вниз посмотри - нас, встречают солдаты. Как ты думаешь, что они нам хотят сказать? Почему ты так решил?

Одни из них хотят сказать нам о начале войны и зарождении партизанского движения. Это уходящие на фронт солдаты, одного из них провожает женщина. Рядом с солдатами молодые люди в гражданской одежде – символ зарождения партизанского и подпольного движения.

А кто такие партизаны, как ты думаешь? Партизаны это люди, которые уходили в лес, создавая партизанские отряды, чтобы мешать фашистам, продвигаться по нашей земле, городам и деревням. Немцы очень боялись партизан, пытались их захватить, даже бомбили леса, где прятались партизаны.

А кто такие подпольщики? Они жили в городах и сёлах вели обычный образ жизни, работали и втайне прямо под носом у врага они собирали сведения о вооружении врага, планах фашистов и передавали эти сведения партизанам или в Красную армию, чтобы те могли нанести удар по фашистам.

Город Витебск пережил 1083 дня оккупации (это также долго, как ты ходишь в детский сад), с 9 июля 1941 года по 26 июня 1944 года. Освобождён в ходе операции «Багратион».

                                  

Вторая группа солдат говорит нам о наступлении советской армии и освобождении. Изображены врывающиеся в город солдаты. Среди них знаменосец, женщина с ребёнком. Уроженец Витебщины капитан Мясоедов водрузил над городом красное знамя Победы. Воинов-освободителей встретило всего лишь 118 жителей из 180 тысяч проживавших до войны.   

Между этими двумя памятниками начинается лестничный спуск с двумя бассейнами с фонтанами. Это символ слёз, пролитых матерями по не вернувшимся с войны сыновьям и дочерям. А движение воды символизирует вечное течение жизни, постоянное её обновление. 

В глубине мемориала три штыка-обелиска высотой 56м (это выше, чем 16-ти этаэный дом - он окло 48 метров), напоминающие о том, кто именно принимал участие в освобождении Витебска. «Три штыка» в честь героев Великой Отечественной войны: советских воинов на фронте, партизан в лесах  и подпольщиков в городах. Их единство и сплочённость показывает лента, которая обвивает все три штыка, соединяя  их между собой в одно целое. 

К площади повёрнут воинский барельеф, на котором изображены два бойца – символ двух фронтов(3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского). Между ними женщина-мать, провожающая бойцов из Витебска.

Второе изображение посвящёно партизанскому движению.

Третье изображение – подпольному движению. Партизаны и подпольщики сражались с фашистами в тылу врага: подрывали железную дорогу, чтобы враги не могли получить новое оружие, уничтожали вражеские отряды, помогали нашим солдатам на фронте.

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью "Слава героям".

Между штыками находится 5-тиконечная звезда и вечный огонь, который горит в память о погибших.

Спросите у ребенка:

Когда традиционно происходит возложение венков и цветов к Вечному огню?

Когда мы отмечаем праздник Победы?

Почтив память подвига советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Площади Победы  – самой большой белорусской площади.

свернуть

Мемориальный комплекс "ОСВОБОДИТЕЛЯМ ВИТЕБСКА - СОВЕТСКИМ ВОИНАМ, ПАРТИЗАНАМ И ПОДПОЛЬЩИКАМ"

подробнее...