Скороговорки для развития речи

21.09.2023

Скороговорки для развития речи

      Скороговорки для развития речи — это простое и доступное средство устранить речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего возраста.

      Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.

      Главная особенность скороговорок — это наличие в них слов с трудносочетаемыми звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это несколько строчек в стихотворной форме для удобного запоминания. В Древней Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за сложности произношения.

      Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова, можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.

      По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых сочетаний звуков.

Для чего работать со скороговорками?

 

      Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:

чёткая дикция;
устранение последствий косноязычия;
грамотная речь;
увеличение активного словаря;
развитие фонематического слуха.

      Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.

      Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл изуслышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей учёбы в школе.

 

Работа со звуками

      Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому, что родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в хаотичном порядке.

      Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и раздражаясь в случае неудач. Результат — понижение самооценки у ребёнка, отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение результатов.

      Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» — после освоения звука «с».

      Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.

      Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых причин:

свистящие «з» и «с» подразумевают собой сильный напор воздуха при выдохе;
необходимость использования мягких вариаций данных звуков требует более сложного обучения.

Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».

      Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к этому полностью готов.

 

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок?

      Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант — специальная гимнастика для языка.

1. Занимаясь постановкой звуков «ш» и «ж», старайтесь, чтобы ребёнок вытянул губы в трубочку и через сомкнутые зубы медленно вдыхал и выдыхал воздух.
2. Для проработки звуков «с» и «з» дети могут растянуть губы в улыбке, прижимая кончик языка к нёбу таким образом, чтобы его бока были прижаты в верхнему ряду зубов. Во время выдоха зубы должны оставаться сомкнутыми.
3. Перед занятием на произношение звука «ц» можно предложить детям кончик язык закусить зубами, после чего резко убрать его в рот вместе с выдохом.
4. Лучше справиться с освоением звука «ч» поможет следующая разминка: рот полуоткрыть, зубы разжать, язык упереть в верхнее нёбо и выдохнуть так, чтобы язык не контактировал с верхними зубами.
5. Научиться произносить звук «л» дети смогут лучше после упражнения типа «болтушка», когда зубы разомкнуты, язык изогнут ковшом и поочередно проводится то по верхнему, то по нижнему нёбу.
6. Перед началом работы над тренировкой звука «р» можно вместе с детьми поцокать, щёлкая языком, таким образом, привыкая к работе с вибрацией языка.

      Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить?

 

      Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.

1. Начните с того, что медленно прочитайте ребёнку скороговорку, чтобы он уловил смысл.
2. Выучите вместе с ним строчки, не делая акцент на скорости произношения, разобрав скороговорку на части. Следите за произношением рифмованных строчек: ребёнок должен чётко произносить слова, не «заглатывая» отдельные звуки.
3. Как только строчки будут выучены, можно попробовать вместе с ребёнком проговорить их быстрее.
4. Экспериментируйте не только со скоростью произношения, но и с громкостью и тембром.

      Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу — отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.

Как мотивировать?

 

      Чтобы скороговорки действительно положительно повлияли на развитие речи у детей, нужно отслеживать правильное произношение ими отдельных звуков. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни. Обычно в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.

      Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого возраста — это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.

      Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.

      По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории. Если выделить время для специальных занятий по развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок, походов в гости или в магазин. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.

      Ниже полезные рекомендации для родителей, желающих заинтересовать детей скороговорками по-настоящему.

 

1. Предложите ребёнку взять в руки мяч и подбрасывать его вверх в одном темпе, одновременно проговаривая скороговорку. Можно сделать это вместе с ним, соревнуясь. Обратите внимание, что ловить и бросать мяч нужно на каждый новый слог.
2. Произносить рифмованные строчки ребёнок может попробовать, просто перекладывая небольшой мяч из одной руки в другую.
3. Не используя мяч, можно просто отхлопывать скороговорку, создавая определенный ритм.
4. Можно посоревноваться с ребёнком, предложив ему повторить скороговорку несколько раз без ошибок, постепенно ускоряя темп. Победителю — приз.

      Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.

 

 

Заключение

 

      Скороговорки — это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.

Скороговорки — отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное — заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой форме, а в старшем — в виде уроков по самосовершенствованию с чётко обозначенной целью впереди.