Признаки нарушений речи у детей
07.09.2023Признаки нарушений речи у детей
Период так называемых возрастных нарушений речи при нормальном психическом и физиологическом развитии и полноценном слухе ребёнка обычно длится до 3-х – 5-ти лет. К этому времени произношение ребёнка должно стать правильным.
Всякое отступление от правильного произношения после 5-ти лет необходимо рассматривать как затянувшееся физиологическое косноязычие, которое может стать стойким. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка (до 5-ти лет) особенно важно внимательно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать возможное закрепление косноязычия.
Необходимо, чтобы родители и окружающие ребёнка взрослые внимательно следили за развитием речи детей, за формированием её фонетической стороны. Недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком подражали его неправильному произношению, ведь тем самым они лишают ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это приведёт к тому, что у ребёнка не будет воспитываться слуховой самоконтроль и закрепится неправильное произношение. С детьми всегда необходимо говорить правильно и служить им хорошим примером для подражания. Физиологические, возрастные нарушения звукопроизношения в большинстве случаев ликвидируется без посторонней помощи, в соответствии с возрастным развитием речи ребёнка. Но случается, что у ребёнка уже в период формирования речи, иногда даже в возрасте в 3,5 года наблюдаются грубые нарушения в произношении, которые нельзя отнести к возрастным нарушениям, например:
1. Ребёнок не выговаривает звуки К и Г или совсем их не произносит (вместо кукушка говорит -у-уш-а), либо заменяет эти звуки звуками Т и Д (кошка – тошта, гусь – дусь).
2. Заменяет звонкие согласные (звуки Б, Д, Г, З, Ж, В) глухими согласными (П, Т, К, С, Ш, Ф), например, баба – папа, дом – том, зубы – супы, жук – шук и т.д.
3. Заменяет звуки Т и Д звуками Ки Г, например, тут – кук, дома – гома и т.д.
4. Искажённо произносит свистящие или шипящие звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) например:
Все перечисленные недостатки произношения выходят за пределы физиологических нарушений и поэтому при наличии указанных неправильностей не следует ждать возраста 5-ти, 6-ти лет. В этих случаях помощь ребёнку необходима немедленно. Она оказывается в специализированных детских садах, группах для детей с тяжелыми нарушениями речи и на пунктах коррекционно-педагогической помощи при дошкольных учреждениях.