Признаки нарушений речи у детей

07.09.2023

Признаки нарушений речи у детей 


       Период так называемых возрастных нарушений речи при нормальном психическом и физиологическом развитии и полноценном слухе ребёнка обычно длится до 3-х – 5-ти лет. К этому времени произношение ребёнка должно стать правильным.
       Всякое отступление от правильного произношения после 5-ти лет необходимо рассматривать как затянувшееся физиологическое косноязычие, которое может стать стойким. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка (до 5-ти лет) особенно важно внимательно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать возможное закрепление косноязычия.
        Необходимо, чтобы родители и окружающие ребёнка взрослые внимательно следили за развитием речи детей, за формированием её фонетической стороны. Недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком подражали его неправильному произношению, ведь тем самым они лишают ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это приведёт к тому, что у ребёнка не будет воспитываться слуховой самоконтроль и закрепится неправильное произношение. С детьми всегда необходимо говорить правильно и служить им хорошим примером для подражания. Физиологические, возрастные нарушения звукопроизношения в большинстве случаев ликвидируется без посторонней помощи, в соответствии с возрастным развитием речи ребёнка. Но случается, что у ребёнка уже в период формирования речи, иногда даже в возрасте в 3,5 года наблюдаются грубые нарушения в произношении, которые нельзя отнести к возрастным нарушениям, например:
      1. Ребёнок не выговаривает звуки К и Г или совсем их не произносит (вместо кукушка говорит -у-уш), либо заменяет эти звуки звуками Т и Д (кошка – тошта, гусь – дусь).
      2. Заменяет звонкие согласные (звуки Б, Д, Г, З, Ж, В) глухими согласными (П, Т, К, С, Ш, Ф), например, баба – папа, дом – том, зубы – супы, жук – шук и т.д.                         
      3. Заменяет звуки Т и Д звуками Ки Г, например, тут – кук, дома – гома и т.д.


      4. Искажённо произносит свистящие или шипящие звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) например:

При произнесении этих звуков просовывается кончик языка между верхними и нижними резцами (межзубный сигматизм).
Произносят эти звуки при боковой утечке воздуха, т.к. спинка языка выгибается по направлению к нёбу и выдыхаемая струя проходит не по середине, а по бокам языка (боковой сигматизм).
При произнесении шипящих или свистящих звуков подтягивают нижнюю губу к верхним резцам, как при произнесении звуков В и Ф (губно-зубной сигматизм)
Произносят шипящие или свистящие звуки в нос, а иногда заменяют их звуками Х или белорусским Г, например, стол – хтол, глаза – глага
5. Ребёнок искажает произнесение звука Р, например:
произносит его гортанно, коряво (по-французски);
Произносит его обеими губами, как кучерское ПРР.
Произносит звук Р при боковом положении языка, отчего вместо звука Р слышится звук, происходящий от быстрого сочетания звуков Р и ЛЬ.
Произношение звука Р в нос.
Замена звука Р звуком Ы (рама – ыама, рак – ыак).
6. Искажённое произношение звука Л:
Произношение обеими губами, как двугубное В.
Замена звука Л звуками Д или Н (лампа – дампа, лук – дук, лампа – нампа, лук – нук).

       Все перечисленные недостатки произношения выходят за пределы физиологических нарушений и поэтому при наличии указанных неправильностей не следует ждать возраста 5-ти, 6-ти лет. В этих случаях помощь ребёнку необходима немедленно. Она оказывается в специализированных детских садах, группах для детей с тяжелыми нарушениями речи и на пунктах коррекционно-педагогической помощи при дошкольных учреждениях.