Советы музыкального руководителя
КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
1.Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук. Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Наши советы:
- Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
- Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
- Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
- После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
- Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
- Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).
Хотите воспитать одарённого ребенка?
-Я отвечаю на все вопросы насколько возможно терпеливо и честно.
-Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
-Я предоставил ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
-Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
-Я поручаю ребёнку посильные заботы.
-Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.
-Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.
-Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.
-Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий.
-Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
-Я регулярно читаю ребёнку.
-Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.
-Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.
-Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
-Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.
-Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.
-Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
-Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.
Если вы согласны с 20 % из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90 %, пожалуй, вам следует несколько охладить свой воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.
Развивающие игры дома
Игра на развитие внимания
«Будь внимателен!» (для детей 4-5 лет)
Дети шагают под весёлую музыку
На слово «Зайчики», произнесенное взрослым, дети
начинают прыгать. На слово «лошадки» -
ударять «копытом» об пол. На слово «птицы» -
бегать, раскинув руки в стороны. На слово «аист» — стоять на одной ноге.
Игра на преодоление двигательного автоматизма.
«Стоп!» (для детей 5 - 6 лет)
Дети идут под музыку «Марш». Внезапно музыка останавливается, но дети продолжают идти в прежнем темпе до тех пор, пока взрослый не скажет: «Стоп!»
Игра на развитие внимания.
Слушай хлопки!» (для детей 5-6 лет)
Играющие идут по кругу.
Когда взрослый хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны).
Если взрослый хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу).
На три хлопка - играющие возобновляют ходьбу.
Игра на развитие памяти.
«Запомни свое место» (для детей 4-5 лет)
Играющие стоят в кругу или в разных местах комнаты. Каждый ребёнок должен запомнить свое место. Под музыку дети выполняют движения: галоп, поскоки. С окончанием музыки все должны вернуться на свои места.
Речевая игра «Мы идём».
Дети с мамой выполняют движения по тексту в сочетании со словом.
1.Мы идем, идем, идем, Прямо в садик мы придем.
Наши ноженьки идут, Прямо в садик нас ведут
- Тук да тук. Тук да тук. Наших пяток слышен стук.
Наши пяточки идут, Прямо в садик нас ведут
- На носочки дружно встали, Руки вверх мы все подняли.
На носочках мы идём, Все мы весело поём!
Игровой самомассаж
«У жирафов пятна»
- У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
- У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Тихонько щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах…
- 3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах…
- А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде….
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах…