Помним и чтим имена Героев в честь которых названы улицы в а.г. Новка
Сметанин Владимир Сергеевич
Родился 20 июня (2 июля – по новому стилю) 1917 года в городе Павлоград ныне Днепропетровской области в семье рабочего. Русский. С 1934 года жил на хуторе Павлоградский (ныне в черте города Северодонецк Луганской области). Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов. Учился в Лисичанском горно-промышленном училище. Работал слесарем на механическом заводе.
В Красной Армии с октября 1938 года. В 1940 году окончил курсы младших лейтенантов. Боевую биографию начал у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования командного состава. На фронте в Великую Отечественную войну с июля 1941 года. Участвовал в оборонительных боях в Прибалтике, Белоруссии, на Калининском фронте, Сталинградской битве, на Курской дуге.
Заместитель командира 48-го гвардейского стрелкового полка 17-й гвардейской стрелковой дивизии 39-й армии 3-го Белорусского фронта гвардии подполковник Сметанин отличился в ходе Белорусской наступательной операции.
25 июня 1944 года полк под командованием В.С. Сметанина, достигнув реки Западная Двина, прорвал вражескую оборону и в районе деревни Рудаки замкнул кольцо окружения витебской группировки противника, при этом было захвачено большое количество оружия и техники, пленено несколько сот солдат и офицеров врага.
Гитлеровцы предпринимали постоянные попытки вырваться из котла. Воины полка отбили тринадцать массированных контратак, уничтожив около восьмисот солдат и офицеров противника, три самоходных орудия, до десяти средних танков врага. Подполковник Сметанин в ходе боёв был ранен, но продолжал управлять действиями полка. При отражении последней атаки, находясь в бессознательном состоянии, он был захвачен в плен. Когда на следующий день советские войска выбили противника из занятых накануне позиций, они нашли тело В.С. Сметанина со следами пыток.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии подполковнику Сметанину Владимиру Сергеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.
***
В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза гвардии подполковнику, заместителю командира 48-го стрелкового полка 17-й гвардейской стрелковой дивизии 39-й армии есть такая запись: «Непрерывно участвовал в боях». Еще 22 июня 1941 года в сибирском городе Канске Владимир Сметанин подает командованию рапорт с просьбой направить его на фронт. Подвиги, совершенные на полях сражений Владимиром Сметаниным, были отмечены высокими правительственными наградами. Ко времени Витебской операции у подполковника Владимира Сергеевича Сметанина был за плечами огромный фронтовой опыт
Но самое тяжелое испытание выпало на долю 27-летнего подполковника 24 июня 1944 года. Юго-западнее Витебска, где была окружена крупная вражеская группировка, противник многочисленными силами предпринял попытку прорваться на запад. И главный удар пришелся на 48-й гвардейский стрелковый полк, который держал оборону в районе деревни Рудаки. Когда был тяжело ранен командир полка, его обязанности принял на себя Владимир Сметанин. Неоднократно водил он гвардейцев в контратаки, лично уничтожил до 40 гитлеровцев. Своим примером он вдохновлял бойцов на подвиги. Но гитлеровцы не считались с потерями. Они решили во что бы то ни стало прорвать кольцо окружения.
На рассвете гвардейцы вновь услышали гул моторов. При поддержке танков и самоходных артиллерийских установок немцы начали 13-ую по счету атаку. Геройски сражались гвардейцы. Запылало несколько вражеских машин. Но фашисты с фанатической настойчивостью лезут вперед. Владимир Сергеевич сам лег за пулемет. И тут несколько пуль пронзило отважного офицера. Но он нашел в себе силы продолжать руководство боем. Вскоре потерял сознание. Когда подполковник открыл глаза, то увидел склоненные над ним злобные лица врагов. Они стали пытать тяжело раненного офицера: выкручивали ему руки, рвали на части тело. Но советский патриот не проронил ни слова. До последнего дыхания остался он верен воинскому долгу, своей Родине.